Русские сезоны в Париже

Русские сезоны в Париже

… Нет, речь пойдет не ресторане, и не о гостинице. И даже не о том, когда лучше ехать россиянам на экскурсию в столицу Франции. В этом посте небольшой экскурс в мир прекрасного. Здесь – это культурное явление, некая кампания, в рамках которой деятели искусства из России ездили с гастролями заграницу в период с 1908 года по 1929. Сезоны связанны с именем критика и театрального деятеля и Сергея Павловича Дягилева.


Русские сезоны в Париже

Русские сезоны в Париже

Хоть официальная дата начала Русских сезонов в Париже, которая указывается во всех источниках, – это 1908 год, фундамент для этого мероприятия Дягилев заложил двумя годами раньше. В 1906 он привез в столицу Франции выставку, которая охватывала 19 и 20 век русского творчества. Там были представлены картины Врубель, Бенуа, Серов, Милиоти, Коровин, Малявин, Антокольский, Бакст, – и это не весь список имен, чьи работы увидела тогда искушенная парижская публика.

Русские сезоны в Париже

Затем в 1907 году было еще одно знаковое событие – это серия музыкальных концертов под названием «Исторические русские концерты», которые проходили в Градн-Опера. Участниками концертов были такие известные личности как Николай Римский-Корсаков, Сергей Рахманинов, Александр Глазунов, Федор Шаляпин.

Русские сезоны в Париже

А непосредственно открылись именно в 1908 году невероятным успехом оперы «Борис Годунов». Вдохновившись таким прорывом Дягилев начал готовить Сезоны 1909 года. Помимо оперных спектаклей они включали и балетные.. «Павильон Армиды», где художником выступил Бенуа,«Клеопатра» Аренского, «Сильфиды», «Половецкие пляски». Кроме этого в Париж привезли дивертисмент «Пир» на музыку таких композиторов, как Глинка, Чайковский Глазунов. Для оперы была отдельная программа. В ее рамках была «Псковитянка» Римского–Корсакова с Шаляпиным в роли Ивана Грозного и «Руслан и Людмила» (1-е акты из опер) и «Князь Игорь».

Русские сезоны в Париже

Настоящим открытием Русских сезонов в Париже 1910 года стали два балета, хореографию к которым поставил Михаил Фокин: «Шехерезада» Римского-Корсакова и «Жар-Птица» Стравинского. Костюмы к «Шехерезаде», которые создал Бакст, заслужили звания «классические». Не зря же эскизы костюмов выкупил парижский Музей декоративных искусств, а самому художнику предложили сотрудничество парижские дизайнеры. Французы оценили не только костюмы, но работу талантливых перспективных танцоров. Но у этого ошеломляюще успешного сезона была и другая сторона: некоторые артисты, которым удалось «засветиться» решили покинуть труппу и перешли в заграничные театры. После таких событий Дягилев решил набрать свою постоянную труппу, с которой он репетировал и готовил новые постановки в Монте-Карло.

Для Русских сезонов в Париже 1911 года было поставлено пять новых балетов под руководством Фокина. Среди них «Призрак Розы», «Подводное царство» (из оперы «Садко»), «Нарцисс» и «Пери». Но главной изюминкой стал балет «Петрушка» на музыку Стравинского.
Сезоны следующих двух лет не были так успешны. Дягилев начал уходить своей традиционной антрепризы, менять композиторов, затем из его команды ушел Фокин. И в общем, как-то не заладилось. Публика воспринимала работы этих двух сезонов уже на с таким восторгом. Конечно за все 20 лет, что существовали , были как годы затишья, так и ярких премьер. Были гастроли не только по Европе, но и в США. Всего под эгидой Сезонов было сделано больше чем 60 постановок. Но самыми яркими и памятными все равно остаются те, которые увидели мир в первые годы Русских сезонов в Париже.
Благодаря творческому чутью Дягилева и его умению ощущать запросы времени, на свет увидело много гениальных работ. А мир узнал многих талантливых художников, балетмейстеров, танцоров и композиторов.
100%  |  326  |  26 марта 2015
Назад
Вперед
Закрыть